Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ и инвалидами
Методический и практический материал по организации работы ДОУ с семьями и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать их в основной деятельности ребёнка.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одной из главных задач Стандарта является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.
Проблема интеграции детей с отклонениями в развитии становится весьма актуальной и переходит в разряд практических. Анализ ситуации выявил проблемы и следующие группы противоречий между желаемым и реальным состоянием дел:
- Общепризнанным фактом является то, что помощь «особому» ребенку должна оказываться комплексно, с участием различных специалистов. К сожалению, в практике часто забывают о том, что необходимым звеном всей системы коррекционной работы является активное участие в ней семьи. В течение многих лет акценты в сотрудничестве ДОУ с семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Из-за отсутствия специальных знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей. Исходя из этого, мы осознали острую необходимость ухода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями. Считаем, что в настоящее время нужны более эффективные и интересные формы активизации и образования родителей, которые были бы для них привлекательными и востребованными.
- Другая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество трудностей социального, соматического и психологического характера. К сожалению, в нашем небольшом городе функционирует один реабилитационный центр, объединяющий родителей детей с ОВЗ и то не всех, больше таких психологических центров, общественных организаций, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой у нас в городе нет.
Перед нами встала задача: помочь родителям объединится, для решения проблем, воспринимать своего ребенка таким, какой он есть, увеличить процент родителей разбирающихся в вопросах воспитания и развития детей с ОВЗ.
Каким образом можно решить эту проблему?
Как объединить родителей с похожими проблемами?
В сложившейся ситуации пришли к выводу, что наиболее рациональный способ решения возникшей проблемы – создание родительского клуба (как бы общественной организации). Идея создания родительского клуба возникла в противовес сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе с родителями (родительские собрания, консультации и т.д).
Родительский клуб как эффективная форма сопровождения семьи и ребенка раннего возраста с ОВЗ
-Опыт работы МБДОУ “Детский сад № 34” “Родительский клуб “РОСТОК“”
–Анкета для родителей «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)
–Рассказы для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
-Советы специалистов (буклеты)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.